Быстрее, выше, сильнее! (Palit Sonic GTX 460 и Point of view GTX 465)

«Быстрее, выше, сильнее!» — с детства знакомый лозунг спортивных соревнований. Поймал себя на мысли, что он применим и к компьютерным девайсам. Эти три слова весьма актуальны: чем быстрее, например, видеокарта, тем выше цена, и еще сильнее желание быть обладателем такой железяки.

Победа любой ценой — удел олимпийских чемпионов. А мы будем скромнее в своих желаниях. Главное не победа, а участие. Участие во всех новых играх, ради которых и создаются видеокарты. Нас устроит приходить к финишу в десятке лучших.

…Долго изучаю витрину магазина на предмет лучшей десятки. Вызываю нездоровый интерес у менеджера:
— Могу я вам чем-нибудь помочь?
— Да! Давайте мне вот эти две видеокарты из зелёного лагеря для тестирования.
— Почему их?
— Одна из них самая быстрая из недорогих, а вторая самая недорогая из быстрых.

Вы уже догадались, что я указал на продукты внутренней конкуренции от компании NVIDIA — недавно поступивший в розницу и активно пропагандирующийся в массы GeForce 460 и дважды «облегченный» вариант топовой видеокарты GeForce 480 — GeForce 465.

Нет, не перевелись ещё на Руси добрые менеджеры, дали для теста две видеокарты. Не надолго и с возвратом.

Итак, мы имеем две видеокарты, которые позволяют сравнить между собой чипы GeForce 100 и GeForce 104. GeForce 465 представляет собой дважды урезанный вариант GeForce 480 со сниженной ценой. GeForce 460 же представляет собой полновесный вариант графического ускорителя на базе 104 чипа. На момент тестирования цена видеокарт отличается на тысячу рублей, количество же мегабайт на борту и разрядность шины одинаковы. Смотрим, сравниваем, делаем выводы.

Запускаем руку в пакет и первой на свет вынимаем Palit Sonic GTX 460:

Как-то в обзорах сетовали на то, что пропала знаменитая «космическая» лягушка. А вот и неправда, она просто перепрыгнула на свое любимое место обитания — в тенёк.

Открываем упаковку. Смотрим комплектацию: диск с драйверами, инструкция и переходник (одна штука).

Изучаем панель крепления видеокарты на предмет разъемов под периферию: VGA, два DVI и популярный HDMI.

Пусть вас не смущают пленки по краям видеокарты — это техническая упаковка призвана сохранить зеркальную поверхность до пользователя в своем первозданном виде.

Переворачиваем.

Болт крепления системы охлаждения заклеен стикером (на время гарантии заменить штатный кулер на более производительный не получится). В наличие один разъем, позволяющий использовать данную видеокарту в SLI.

Следующий этап — достаём на свет божий из недр целлофанового пакета Point of view GTX 465.

Какая интересная тетенька изображена на коробке! Наверное, так выглядит космическая лягушка после применения к ней поцелуя штатного землянина.

У коробки предусмотрена ручка для удобства переноса видеокарты до конечного пользователя (можно было и без пакета нести). Открываем крышку и лицезреем упакованную видеокарту, диск с драйверами, руководство пользователя и HDMI переходник. На фото вы, наверное, увидели еще и переходник для дополнительного питания видеокарты? Так это я его туда положил, примерял в пустую ячейку. Как там и был.

Достаём из упаковки: больше и тяжелее по сравнению с Palit 460.

Заглядываем на панель разъемов: Два DVI и HDMI.

Переворачиваем, разглядываем, шедевр инженерной мысли и огромное количество напаянных элементов. Если приглядеться, то можно увидеть подпись китайского монтажника «ВХЕВХЯ» (в районе чипов памяти).

Судя по количеству разъемов, возможно применение связки из трех видеокарт в режиме SLI.

Напомню вам различия в структуре чипов представленных акселераторов. Palit содержит чип GF104 вот такой структуры:

Point of view с чипом GF100 архитектуры CUDA — такой:

Черные области — это выключенные 5 потоковых процессоров и 2 контроллера памяти (CUDA-CUDA вы удалились?).

Официально заявленные NVIDIA характеристики выглядят следующим образом:

Некоторые параметры, как мы увидим в последствии, будут не совпадать с данными в этой таблице.

Тестовая конфигурация моего «студенческого компьютера»:

  • процессор Intel Core i3-530 2.93GHz 2.5GT/s 4Mb разогнанный до 3.4ГГц,
  • материнская плата AS Rock LGA1156 H55M-LE H55,
  • оперативная память Samsung DIMM DDR3 2048MB PC10600 1333MHz,
  • жесткий диск Hitachi HDT721064sla360_640Gb,
  • блок питания Fine Power модель DNP450 с максимальным током по шине 12В -25.5 А.

Операционная система: Windows XP SP3 x86.

Обращаю ваше внимание, что блок питания, хотя и имеет цифры 450 в названии модели, на самом деле, является 400 ваттным, что честно подтверждено производителем (мелким шрифтом). Забегая вперед, скажу, что данного блока питания вполне хватило даже для разогнанной и модифицированной видеокарты GF 465.

Я решил не удалять любимую ХРюшу ради тестирования видеокарт с поддержкой direct X11, потому что слишком мало игр выпущено с DX11, и недостаточно fps для комфортной игры на больших разрешениях экрана.

Тесты

Рабочий стол:

Утилита GPU-z показывает, что Palit GTX 460 имеет частоту GPU 700 МГц, выше, чем указанно в официальной таблице от NVIDIA. Обусловлено это тем, что видеокарта имеет приставку «Sonic» «over clocking edition», то есть заводской разгон. Соответственно, скорость фильтрации текстур тоже выше -39.2 против 37.8 в таблице. Значения частот у Point of view GTX 465 практически совпадают с официально заявленными.

Через десяток — другой секунд работы в 2D режиме утилита показала снижение частот обеих видеокарт до 50 МГц (!). Давно я не видел таких частот на видеокартах. Энергосберегающий режим — не пустые слова производителя.

3D Mark06 default:

8617 против 8097. Видеокарта от Palit немного быстрее в режиме 1280×1024. Смотрим разогрев видеокарт в открытом стенде:

Судя по температуре, этот режим для обеих видеокарт является «детским».

Ставим стандартное разрешение для 24'' монитора — 1920×1200. А так же включаем 4х сглаживание и трилинейную фильтрацию текстур:

Теперь уже акселератор от Point of view GTX 465 имеет небольшое преимущество: 6069 против 5879 HDR/SM3/0 Score. Но и температура Point of view GTX 465 заметно возросла, в то время как у Palit GTX 460 она не сильно увеличилась:

Разгон

Пробуем разогнать, разумеется, без фанатизма. Перемещаем ползунки запущенной утилиты «Afterburner» от MSI GPU с 700 МГц до 795 МГц, memory clock — с 900 до 950 МГц у видеокарты от Palit. При тестировании Point of view выставляем ползунок GPU c 802 до 692 МГц. Частоту видеопамяти не трогаем, чтобы исключить глюки от переразгона.

Видео от Palit радует возросшими марками с 8716 до 9213 HDR/SM3.0. Температурный режим тоже возрос, добавив 9 градусов к 50 относительно дефолтных настроек карты. А вот снижение количества тех же Марков с 8097 до 7946 совсем не радует. Пробуем множество комбинаций увеличения частоты памяти и чипа, но вывод однозначен: любое повышение частот, относительно заводских настроек, карается снижением количества HDR/SM3.0 марков. Поэтому возвращаем обе видеокарты в заводские настройки и запускаем другие бенчмарки.

Heaven Benchmark v2.1 c настройками разрешение экрана 1920×1200, 4хАА full screen:

В этом бенчмарке Point of view GTX 465 явно проигрывает своей сопернице.

Далее запускаем Final Fantasy XIV:

Здесь видим преимущество за Point of view GTX465 — 2569 против 2367.

Следующий тест. Resident Evil 5 с максимальными настройками:

Здесь так же немного впереди видеокарта с чипом GF100.

Еще один бенчмарк. Devil Мay Сry, с настройками аналогичными предыдущему тесту:

В этом тесте видеокарты не имеют особых преимуществ друг перед другом.

Cinebench r.11.5:

В тесте с погоней машинок видеокарты идут практически рядом. Разгон графических ускорителей приводит к увеличению на 1.25 FPS у Palit GTX460, и опять же к уменьшению на приблизительно такую же величину у Point of view GTX465. Прямо фантастика какая-то!

Upgrade 465 до 470

Конечно же, нас волнует такой фокус, как превращение GeForce 465 в 470. Но перешивать БИОС у видеокарты, находящейся на гарантии, непозволительная роскошь. Как же обойти это препятствие и попробовать апгрейд? Долго бродим по Интернету, читаем победные, удавшиеся перепрошивки видеокарт. Наталкиваемся на заметку о том, что компания Asus, не оставила этот вопрос без внимания. У нее, дескать, вместе с соответствующей видеокартой поставляется и «волшебная» утилита, которая из-под операционной системы доводит видеокарту до «нужной кондиции». Вот только из-за разного объема памяти 1280 Мб на GeForce 470, против 1Гб на GeForce 465 провести полновесный апгрейд не получается. Но частичный-то можно, а это уже приятный подарок (от Asus). Ищет, пожарная, ищет милиция, ищет — не может… Нашлось! Вес этого счастья всего 460 Кб. По описанию сайта (www.ru.hw-lab.com), утилита проделывает процедуру аналогичную перепрошивки БИОСа.

Срочно качаем, ставим и запускаем. На Point of view GTX465, разумеется. По информации из других найденных источников, несомненно, ожидается увеличение производительности, хотя битность шины памяти и количество мегабайт на борту останется прежним. Кроме того, утилита типа GPU-z не распознает никаких изменений в конфигурации видеокарты. Проверяем эту информацию опытным путем, благо появилась такая возможность. Нажимаем заветную кнопку, подсознательно ждем сообщения от программного обеспечения Asus о том, что никак не найден продукт компании. Сработало! Прога немного подумала и выдала сообщение с просьбой перегрузить компьютер. Перезагрузка. Запускаем GPU-z. Информация не изменилась. Чуда нет. Запускаем тест 3D Mark 06:

Плюс 500! 8500 против 8097 HDR/SM3.0 марков! Хороший «довесок». Может с разблокировкой и разгон получиться?

Проверяем:

HDR/SM3.0 возрос на 79 марков, но общий результат опять уменьшился.

Попробуем проверить в тесте Cinebench r.11.5. Так и есть — FPS уменьшился. Фантастика, стабильно продолжается. Либо компания NVIDIA заложила «мину» при повторном обрезании в БИОС GeForce 470 с целью защиты от разгона чипа, например, если чип является «отбраковкой»; либо мне попался «неудачный» экземпляр видеокарты, что менее вероятно.

Немного субъективного мнения об уровне шума и тепловыделения протестированных видеокарт. Palit GTX460 1Gb — условно тихая и достаточно холодная видеокарта. Условно, потому что кулер на ней через несколько часов работы начинает подсвистывать. Point of view — это маленький фен, стабильно испускающий струю теплого воздуха. В нашем городе, через пару месяцев это обстоятельство станет положительным фактором для приобретения видеокарты. Система охлаждения относительно тихая, без призвуков.

И все же продукт от Palit понравился мне больше. Стоит меньше. Разгоняется легко. В режиме 3D под DX9c, гоняя игру (не скажу какую), разницы в качестве картинки между видеокартами не заметил. А вот в режиме 2D c текстом опять была лучше Palit GTX460. За классом акселераторов «быстрых из недорогих» однозначно светлое будущее. Продаваемость представителей «недорогих из быстрых» обусловлена авторитетом старших собратьев в линейки графических ускорителей на чипе GeForce 100 архитектуры CUDA.

P. S.

С большим сожалением (прямо закрытие олимпиады) отношу обе видеокарты в магазин.

— Вам понравились видеокарты? — Задает вопрос неунывающий менеджер, открывая коробки и определяя целостность видеокарт.
— Да. Отличные ускорители!
— Какую из двух будете приобретать?
— Скорее всего, 470-ку.
— ???
— Хочу из десятки лидеров перебраться в тройку призёров к новому игровому сезону!

ky3ne4ik

Режим работы

понедельник-пятница: 1000—1900,

суббота: 1000—1800,
воскресенье: 11001700,

без перерыва на обед.