Объемный взгляд на объемное кино. Часть 1

Обзор 3D-технологий в кино глазами женщины и мужчины на примере режиссёрской версии фильма «Аватар».

Женский взгляд

— У меня четыре платья вечерних, шелковых, а надеть их некуда! — начала я намекать издалека.
— Что-то я не помню у тебя столько шелковых платьев. Наверно, хочешь, чтобы я тебя куда-нибудь сводил?
— «Аватар» снова показывают в 3D, а я ещё ни разу 3D не видела. А «Аватар», говорят, лучше в объеме смотреть, — давлю на жалость, убеждаю супруга.

На редкость быстро согласился муж, сходить в кино, а ребёнка оставить друзьям. Даже билеты заранее купил. Подозрительно!

И вот мы на сеансе. Выдали нам очки, ещё и салфеточки, на салфетках было написано «3D», наверное, тоже объёмные. Недостаток 3D-сеанса проявился сразу — зеркала в зале кинотеатра не было, поэтому увидеть себя — красавицу можно было, только сфотографировавшись на телефон. Но муж точно выглядел уморительно.

Все фильмы начинаются одинаково — с рекламы. Местная реклама почему-то была без стереоэффекта — обидно. Зато реклама фильмов была уже трёхмерная. В итоге после пяти минут просмотра рекламных 3D-роликов глаза начали болеть и протестовать против дальнейших нагрузок. Еле убедила их не закрываться, напомнив, сколько денег мы отдали за билеты. Кино началось нестандартно: с грязного пятна на левом стёклышке очков, я только подняла руку, чтобы стереть его, как на пятно навёлся фокус, и оно превратилось в каплю воды. Прикольно! Правда, потом за этим фокусом весь фильм пришлось гоняться. Основная масса сцен в фильме были с лёгкой перспективой, причём не сильно глубокой, и даже иногда приходилось напрягаться, чтобы увидеть глубину. Вообще нагрузка на глаза было неимоверная, наверно, годовую норму вобрали в себя 3 часа киносеанса.

Помимо легкой перспективы, попалось ещё два момента, таких же интересных как капля. Первый — это когда всех в зале «убили» копьём, брошенным из экрана. Я успела только глаза зажмурить в качестве обороны, тут же открыла, но так и не увидела среди зрителей героя с быстрой реакцией, который спасся от смерти за соседними креслами. Так что в той битве «полегло» много наших. И ещё светлячек-семечко в зал полетел, даже пожужжал немного где-то справа.

Я от очков устала! Вышла из зала с покрасневшими глазами, будто всю ночь в Интернете копалась. Глаза отказывались терпеть новомодные 3D-технологии, болели и слезились. Ещё и переносица начала им предательски подыгрывать в середине фильма, видите ли, очки её отдавили. Пришлось очки на весу держать. А под конец сеанса, вообще смотрела на двоящийся мир Пандоры невооружённым глазом. Сравнила синих аборигенов с рядом сидящими очкариками. Местные «инопланетяне» выглядели комично.

Так как кино было длинное, то нашлось время на 3D-эксперименты. Если снять очки, то изображение двоится, а если в очках закрыть один глаз, то изображение становится плоским, а если оба открыть, то опять появляется объём. А если закрыть глаза, то ничего не видно. Но и в этом тоже есть свой плюс.

Но, честно говоря, до настоящего объёма производителям 3D-технологий ещё трудиться и трудиться. Так что нет пока желания ходить на объёмные фильмы и терпеть такие жуткие нагрузки на глаза.

И вот когда мы с супругом обменивались впечатлениями, выяснилось, чего это мой милый так быстро согласился на поход в кино. Оказывается можно и в домашних условиях наслаждаться 3D-фильмами и более того играть в компьютерные игры, что наверно, больше всего заинтересовало мою вторую половинку. Правда, чтобы пользоваться такими достижениями нашей цивилизации, нужен новый монитор на 120 Гц и очки, для сведения двоящихся картинок в объемное целое. Нет, конечно, можно и не только на мониторе смотреть, но и на телевизоре с большим экраном 3D-фильмы. Тоже в очках. Эх, ведь когда-нибудь же будет, как в фантастических фильмах показывают — объёмные голограммы бегают по квартире, копья в тебя кидают, а ты уворачиваешься и посмеиваешься в седую бороду.

Мужской взгляд

Слезы умиления потекли из моих глаз через двадцать минут просмотра кинофильма «Аватар» в 3D. Благо в темноте не видно. А ведь я с супругой. Стыд и срам взрослому мужчине пускать не то чтобы скупую слезу, а целых два ручья! Боец невидимого геймерского фронта, закаленный многочасовыми баталиями, не расчувствовался от сюжета фильма, а получил жуткий стресс для глаз. Вот это нагрузочка для очей моих, думал я, вытирая слезы. Следующий раз без платка не пойду.

А как сам фильм, спросите вы?! Нормальный такой, динамичный! Только в 2D снята большая часть фильма. И объекты, выходящие за экран далеко не всегда в фокусе. Так зачем же они нужны здесь, если их нельзя разглядеть?! Вот главный герой пробирается среди светящихся цветов планеты Пандора. Красота, да и только. Средний план: герой зачарованно изучает цветок. И чего-то не двигается. О! Наверное, надо на цветок фокус настроить, не зря же он задержался. Поздно, план меняется. А цветок был совсем рядом — в зрительном зале, только руку протянуть. Ну, ничего, буквально через десяток секунд, похожая сцена, и я, наученный опытом, сразу перевожу взгляд на цветок в зале... Ан нет, не тут-то было! В этот раз цветочек размытый. Герой точно так же смотрит на него, но, похоже, в отличие от меня видит его прекрасно. Терпеливо жду, когда он, как следует, на него налюбуется и пойдет дальше.

Вот опять моя геймерская реакция не спасает. Но теперь уже все по-честному: палка-копье, неожиданно запущенная в зал, благополучно попала в меня, малость напугала, но и не причинила вреда. Впечатляет. О! Народ в зале оживленно мотает головами. Видимо, копья «хватило» на всех.

Пока смотрю фильм, в голову лезут мысли о вестернах. Не теряют они своей популярности даже в эпоху трёхмерных фильмов. Вот резервация — это другая планета, а вторгшиеся на неё бледнолицые — это техногенная цивилизация землян. Миссионеры вооружены не только пороховыми высокоскоростными ружьями, но двуногими индивидуальными танками. Краснокожие индейцы гармонично превратились в синих Нави, потому что «синий — это новый оттенок красного». Для равновесия сил, аборигенов пришлось увеличить раза в три, укрепить их скелет углеродным волокном, а стрелы смазать нейротоксичным ядом. Старшее поколение, просматривая новый фильм «Аватар» выудит из кладовых мозга забытые воспоминания о книге Гарри Гаррисона «Неукротимая планета». Молодое поколение, решившее прочитать эту книгу, предупреждаю сразу, что сценарием к «Аватару» она не является.

Очень расстроило, что в фильме не было лазеров и световых мечей, а так вся атрибутика фэнтази присутствует: драконы и летающие острова с водопадами.

Кстати, о водопадах. Запомнилась эпизод, где Герой, спасаясь от преследующего его жуткого хищника, совершает головокружительный прыжок в водопад. Судя по высоте лететь долго. Падаю вместе с героем. Лихорадочно вспоминаю, что он крепкий, усиленный от природы и ему ничего не будет ...У-ух! Брызги во все стороны. Вода омывает объектив камеры всплесками волн. Да уж. На месте смелого хищника я тоже бы не стал прыгать с такой высоты ради сумасшедшей добычи. Герой Джейк выныривает из глубины водной стихии, в окружении тысяч пузырьков. О-па! А хищный зверь то оказывается, то не сильно далеко — на уровне второго этажа. Что-то я не понял местный ландшафт: водопад резко так уменьшился, пока мы с Аватаром купались?!

Костюмы и персонажи достаточно зрелищные. Дизайнеры молодцы, отработали на всю катушку, интересно разглядывать флору и фауну Пандоры. Отрицательные герои на редкость притягательные: и полковник из клана Солдафонов и управляющий с незапоминаемой фамилией.

С технической стороной тоже все ясно — производители кинофильмов уже хорошо научились использовать компьютерную графику, но вот над 3D-эффектами еще работать и работать. Но задел есть. Такой задел, что можно и по второму кругу его пустить в кинопрокат, увеличив и без того неслабую нагрузку на зрение ещё на несколько десятков минут. Заодно и эксперимент провести массовый: сколько народа почувствует головокружение и у какого количества зрителей глаза полопаются от непрерывного просмотра режиссёрской версии «Аватара». А выжившие могут сходить на очередную «Обитель зла», там глаза от объёма точно уставать не будут. Ужасы всё-таки, можно официально зажмуриваться.

Взгляд из аппаратной

Напомню, как формируется стереоизображение: левый и правый глаз видят картинку под разными углами (или ракурсами), и далее дорабатывается нашим мозгом до «объемного». С раннего детства мы «обучаем» его воспринимать мир визуально в объеме. Полноценное же зрение формируется только к пяти годам жизни. Поэтому просмотр изображения в 3D может помешать нормальному развитию органов зрения у детей. Кроме того, врачами не рекомендуется смотреть фильмы в 3D людям с нарушением зрения. Так вот, чтобы получить объемное изображение в кинотеатре, сначала кинооборудование выводит два разных изображения одновременно на экран, а уж затем эту «кашу-малашу» с помощью очков распределяют для раздельного показа обоих глаз. Старый способ разделения изображения назывался Анаглифным и с помощью очков с красным и синим стеклами формировал стереоизображение. Качество цветопередачи было при этом достаточно низкое. Так же наблюдался пост-эффект: после сеанса временно нарушалось цветовосприятие органов зрения. В современных способах получения объема используют поляризационные стекла очков. В стандарте IMAX 3D очки имеют вертикальную и горизонтальную (так называемую линейную) поляризацию. В технологии RealD 3D используется круговая поляризация светового потока. Она отлична от IMAX с той разницей, что позволяет сохранять стереоэффект и избегать двоения изображения при небольших боковых наклонах головы. Преимуществом таких очков в высокакачественной цветопередаче изображения. К недостаткам следует отнести снижение яркости картинки, относительно 2D кино. Поляризационный экран, находящийся перед проектором, блокирует половину исходящего света, что и является причиной итоговой потери яркости на экране. Экранные полотна изготовлены из материала, который имеет алюминиевое напыление, что позволяет не менять поляризацию падающего на него света, во избежание пропадания стереоэффекта. Фильм, увиденный нами, был продемонстрирован с помощью киносервера DCP-2000 фирмы Doremi Cinema. Он позволяет проигрывать 48 кадров в секунду — 24 для левого глаза и 24 для правого. Изображения для левого и правого глаза автоматически накладывались при воспроизведении и выводились на экран при помощи проектора с разрешением 2048×1080 24p. Как видим по цифрам, количество пикселей сравнимо с 24 дюймовым монитором, растянутыми на 22 метра.

Внешний вид киносервера DCP-2000:

Стереовзгляд

Толпа вампиров с красными глазами покидает кинозал, сдаёт одноразовые очки для последующей партии паломников.

— Как тебе фильм? — спросила «Левый Око»
— Ничего так, только длинный, — ответил «Правый Глаз».
— Тебя копьём «убило»?
— Я успел снять очки и увернуться. А тебя «убило»?
— Нет, я глаза успела закрыть. — засмеялось «Правое Око». — Видел, пирсинг докатился и до Пандоры? Какой «туннель» у Нейтири был моднячий!
— Да, нашим топ-моделям до Пандорских ещё расти и расти. В обоих смыслах, кстати. А вот где можно посмотреть актрису, которая играла Нейтири?
— Чего?
— Ну главного героя отфотошопленного видели? Видели. Тётку из «Чужих» — тоже, а её так и не показали, — не моргая, ответил «Правый Глаз»
— Ха! А ты подожди, по заявкам зрителей выпустят «дваждырежиссёрскую» версию, там Нейтири от поцелуя превратится в земную девушку, и все срочно будут для неё маску искать, чтобы не задохнулась.
— Ну, а как тебе сюжет? Актёры как?
— Актёры играли здорово, особенно компьютерные. Так с ролью сжиться, какие эмоции натуральные! — тоже, не моргнув, пошутило «Левое Око».
— Прикалываешься?
— Не, ну, ещё злобны коммерсант хорошую шутку сморозил про триллион деревьев.
— Ага, всем понравилось.
— На продолжение пойдём? На какой-нибудь Аватар-2 «Месть обиженных»?
— Не, лучше дома посмотрим на мониторе или телевизоре, и качество картинки получше будет и к тому времени, может очками домашними обзаведёмся.

ky3ne4ik

Обсудить на форуме

Режим работы

понедельник-пятница: 1000—1900,

суббота: 1000—1800,
воскресенье: 11001700,

без перерыва на обед.